2 апреля 2019 года - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма
Аутизм — что это за болезнь
причины возникновения аутизма:
- генетические проблемы;
- черепно-мозговая травма при рождении;
- инфекционные заболевания как матери во время беременности, так и новорожденного.
Аутистов-детей можно отличить среди их ровесников. Они всё время хотят оставаться одни и не идут играть в песочницы к другим (или играть в прятки в школе). Таким образом, они стремятся к социальному одиночеству (им так комфортнее). Также заметно нарушение проявления эмоций.
Поставить такой диагноз у ребёнка сразу после рождения – невозможно. Поскольку, даже если есть какие-то отклонения, то они могут быть признаками и других заболеваний.
Поэтому родители обычно ждут возраста, когда их чадо станет более социально активным (как минимум до трех лет). Вот когда ребенок начнёт взаимодействовать с другими детьми в песочнице, показывать своё «Я» и характер — тогда уже его ведут на диагностику к специалистам.
Аутизм у детей имеет признаки, которые можно разделить на 3 основные группы:
Нарушение коммуникации:
- Если зовут ребёнка по имени, а он не откликается.
- Не любит, когда его обнимают.
- Не может держать зрительный контакт с собеседником: отводит глаза, прячет их.
- Не улыбается тому, кто с ним говорит.
- Отсутствует мимика и жесты.
- Во время разговора повторяет слова и звуки.
Эмоции и восприятие мира:
- Часто ведет себя агрессивно, даже в спокойных ситуациях.
- Может быть нарушено восприятие собственного тела. Например, кажется, что это не его рука.
- Порог общей чувствительности завышен или занижен от нормы обычного человека.
- Внимание ребёнка сосредоточено на одном анализаторе, поэтому он может рисовать динозавров и не слышать, что ему говорят стоящие рядом родители. Даже не повернёт голову.
Нарушение поведения и социальных умений:
- Аутисты не заводят друзей. Но при этом могут сильно привязаться к одному человеку, даже если между ними не установлен тесный контакт.
- Не сопереживают (причина кроется в предыдущем пункте).
- Не рассказывают о своих проблемах.
- Присутствуют ритуалы: повторение одних и тех же действий. Например, моют руки каждый раз, как взяли игрушку.
- Зацикливаются на одних предметах: рисуют только красным фломастером, надевают только похожие футболки, смотрят одну передачу.
Есть ли надежда на исцеление
Начинать лечение нужно с контакта. Родители должны наладить доверительные отношения с аутистом. Также обеспечить условия, в которых ребёнок будет комфортно себя чувствовать. Чтобы негативные факторы (ссоры, крики) не влияли на психику.
Нужно развивать мышление и внимание. Для этого отлично подойдут логические игры и головоломки.
Просмотр мультфильмов и чтение книг – это хороший способ объяснить, почему так действуют персонажи, что они делают и с чем сталкиваются. Время от времени нужно задавать подобные вопросы чаду, чтобы он сам размышлял.
Важно научить справляться со вспышками гнева и агрессии и с ситуациями в жизни вообще. Также объяснить, как строить дружеские отношения с ровесниками.
Специализированные школы и ассоциации – место, где люди не будут удивлённо спрашивать: что с ребенком? Там работают профессионалы, которые предоставят самые различные методики и игры, чтобы помогать развивать детей-аутистов.
Совместными усилиями можно достигнуть высокого уровня адаптации к социуму и внутреннему спокойствию ребёнка.
Подготовила мед.сестра ОХРПК Ю.В.Леонович